ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
читательскую грамотность;
математическую грамотность;
естественно-научную грамотность;
глобальные компетенции;
финансовую грамотность;
креативное мышление.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г).
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Нормативно-правовые документы
Распоряжение Комитета по образованию № 2598-р от 15.09.2021 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год"
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 №219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"
Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по функциональной
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. №219 “Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”
Письмо Министерства Просвещения РФ от 12.09.2019 г. № ТС-2176/04 “О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся”
ИМЦ Красногвардейского района.
Внешние исследования функциональной грамотности:
Исследование
|
Что проверяет
|
Какие классы
|
Когда проходит
|
Когда ближайшее
|
TIMSS
|
Качество математического и естественно-научного образования
|
4-е и 8-е
|
Раз в четыре года
|
2023 год
|
PIRLS
|
Качество чтения и понимания текста
|
4-е
|
Раз в пять лет
|
2021 год
|
PISA
|
Все виды грамотности
|
15-летние школьники
|
Раз в три года
|
2021 год
|
Оценка качества образования по модели PISA
|
Качество математического и естественно-научного образования
|
8-е и 9-е
|
Раз в четыре года
|
2019–2024 годы в разных регионах в соответствии графиков
|
|